Статья на тему: ПРОБЛЕМЫ УЧЕБНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА

УДК 378.147

 

ПРОБЛЕМЫ  УЧЕБНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА

PROBLEMS OF EDUCATIONAL SELF-ORGANIZATION OF A STUDENT IN THE ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

 

О.А. Кузнецова

O.A. Kuznetsova

 

Самарский государственный университет путей сообщения

Samara State Transport University

 

Аннотация. Ориентация работодателей на специалистов со сформированными цифровыми компетенциями обострила проблему подготовки соответствующих кадров. В сложившейся ситуации автор статьи обозначил повышение роли самостоятельной работы студентов при решении данной проблемы, обосновал важность её правильной и продуктивной организации в электронно-образовательной среде университета.

В статье рассматриваются принципы формирования электронного курса обучения. Особое внимание уделено преимуществам и недостаткам данного вида обучения и акцентировано внимание на значимости учебной самоорганизации студентов в условиях расширения применения онлайн ресурсов.

Ключевые слова: электронный учебный курс, электронная среда, элементы и ресурсы электронного курса, учебная самоорганизация, самостоятельная работа обучающегося

 

Annotation. The focus of employers on specialists with well-formed digital competencies has exacerbated the problem of training relevant personnel. In this situation, the author of the article outlined the increasing role of independent work of students in solving this problem, substantiated the importance of its correct and productive organization in the electronic educational environment of the university. The article discusses the principles of the formation of an electronic course of study. Particular attention is paid to the advantages and disadvantages of this type of education and focuses on the importance of educational self-organization of students in the context of expanding the use of online resources.

Key words: e-learning course, electronic environment, elements and resources of the e-course, educational self-organization, independent work of the student

 

Современный образовательный заказ в последние годы значительно изменился в сторону формирования у будущих выпускников новых цифровых компетенций. Причем отсутствует разница, по какому направлению или специальности осуществляется обучение, так как овладение цифровыми производственными технологиями требуется от каждого обучающегося.

Развитие цифровых технологий, таких как big data, системы распределенного реестра (блокчейна), искусственный интеллект, а также различных цифровых инструментов (myQuiz, он-лайн доски, технологии мультимедиа, программные продукты Яндекс и др.) позволило автоматизировать ряд задач, стоящих перед преподавателем вуза, особенно касающихся самостоятельной работы студента. Сюда можно отнести контроль за проведением текущей и промежуточной аттестации на основании прохождения тестового задания, обновление контента, анализ статистической информации и др. Причем все учебные задачи, выполняемые обучающимися, в том числе, связанные с поиском, хранением и запоминанием информации, берут на себя технические устройства.

Одним из важнейших преимуществ применения цифровизации в образовании является возможность получения знаний вне зависимости от своего местонахождения. Данный факт особенно был актуален в период вынужденной изоляции. Здесь университеты получили «холодный душ» дистанционного обучения. Формальный подход к формированию электронных курсов, характерный для многих учебных заведений допандемийного периода, вызвал необходимость срочно перестраивать и свое отношение к данному аспекту, и уровень компетенций преподавателя, вынужденного работать в новых условиях. Но любое внешнее воздействие, как правило, несет не только угрозы, но и возможности. И такой возможностью стало создание качественного (базового или авторского) электронного учебного курса дисциплины в электронно-образовательной среде университета.

Электронный учебный курс может быть представлен, как обучающее электронное издание (электронный учебник). А может представлять собой информационную систему, повышающую качество и эффективность учебного процесса за счет применения дидактических возможностей электронно-образовательной среды учебного заведения, несущих не только учебную, но и обучающую функции. Специализированные средства разработки таких материалов позволяют повысить мотивацию и познавательный интерес к дисциплине, так как представление информации осуществляется в различных форматах. Это могут быть текстовые, слайдовые, графические материалы, аудио-видео, анимация, выход в информационную базу интернет-пространства и т.д. Но этим возможности системы не ограничиваются. Преподаватель может разбить лекционный или практический материал на модули и выдавать сложную часть материала по частям, тем самым облегчая освоение его студентом, и своевременно контролировать полученные результаты, так как система значительно снижает временные затраты на данную деятельность.

В рамках уже сформированного электронного учебного курса у преподавателя есть возможность производить редактирование своих действий и представленного материала, совершенствовать отдельные темы, модули и учебный курс в целом. Все это можно делать с целью адаптации к быстро меняющимся условиям внешнего воздействия (уход с российского ИТ-рынка большого количества иностранных «игроков»), и привыкания к новым технологиям, внедряемым в сфере образования и науки.

Электронный курс имеет возможность организации индивидуального взаимодействия между студентом и преподавателем. Преподаватель может управлять временем выполнения задания, отследить в динамике полученные результаты, оценить качество учебной деятельности, стимулировать исправление ошибок и неточностей при выполнении заданий. Кроме того, наличие значительного количества интерактивных элементов на образовательной платформе университета, каких как чаты, блоги, форумы, глоссарии и т.д., а также возможность их объединения с почтовыми системами, мониторинг успеваемости – все это формирует основу для качественной электронной обратной связи [1: 51].

На основе проведенного анализа ресурсов электронной среды можно обозначить и выявленные ограничения:

- сложность формирования и серьезные инвестиционные вложения в разнообразный электронный образовательный контент;

- прямая зависимость от состояния технической инфраструктуры (срыв процесса обучения может быть следствием технического сбоя);

- актуализация навыков профессорско-преподавательского состава в цифровой среде;

- уровень мотивации обучающихся с целью повышения качества усвоения материала.

Трансляция через онлайн-площадки – это новый опыт для преподавателя, который предполагает наличие новых навыков, например, таких как, способность держать себя перед камерой, грамотно распределять вербальные средства и визуальную коммуникацию, стимулировать интерес к учебному контенту. И здесь на первый план выходит проблема способности обучающегося к учебной самоорганизации в электронной образовательной среде университета. Это отдельная группа компетенций, которая включает способность к самодисциплине, добросовестность, креативность, уверенность в себе, навыки общения через СМИ и командное взаимодействие. Считается, что студент в пространстве электронного класса чувствует себя более независимым и одновременно формирует межличностные отношения, поскольку онлайн-обучение основано на обмене мнениями с другими обучающимися. Студент учится в удобное для себя время и, в первую очередь, им изучаются те модули, которые вызывают его интерес и могут использоваться в работе или на практике [2: 108].

При формировании электронного учебного курса преподаватель особое внимание должен уделить организации самостоятельной работы обучающегося. И здесь на смену репродуктивным методам обучения приходят такие инструменты интерактивного общения, как форум, защита проектов, формирование портфолио, написание эссе в электронной среде. В результате формируется соответствующее поле «знаниевого уровня», двигаясь по которому, обучающийся развивает определенные компетенции. Аналогично развиваются компетенции на уровень «умений-владений» при выполнении практических заданий, решений ситуационных задач, Case study и др. При этом самостоятельная работа является «следствием» организованной преподавателем учебной деятельности с учетом индивидуальной образовательной траектории студента. Необходимо учитывать тот факт, что современные студенты имеют доступ к получению и переработке практически неограниченного объема информации и для этого им не нужен преподаватель. Подобная самостоятельность мотивирует студента ставить и разрешать творческие задачи, предполагающие выбор и создание собственных образовательных продуктов в виде проектов, примеров решения профессиональных задач, алгоритмов. И, если материал самостоятельной работы студентом успешно освоен, то в итоге получаем качественный результат в виде сформировавшейся компетенции. При несоответствии уровня подготовки предъявляемым требованиям к обучению, организуется повторная работа с учебными материалами.

В заключение следует обратить внимание на следующие выводы:

- для эффективного результата в процессе обучения и студент, и преподаватель должны быть заинтересованы в создании благоприятной атмосферы, в которой этот процесс происходит;

- меняются навыки и компетенции, расширяются обязанности при использовании новых технологий в обучении;

- при организации самостоятельной работы преподавателю необходимо придерживаться уровневого сопровождения взаимодействия студента с цифровой образовательной средой университета, как основы самоорганизации познавательной деятельности во внеаудиторное время.

Таким образом, формирование гибкой образовательной среды, обеспечивающей возможность генерации индивидуальной траектории обучения специалистов нового уровня знаний и навыков в области «сквозных» цифровых технологий, позволит состояться будущим выпускникам во многих востребованных профессиях.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Гараева, Е.А. Принципы разработки и использования в образовательном процессе университета электронных учебных курсов в системе LMS MOODLE / Е. А. Гараева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т.10. - № 4 (37). – С. 49-53. - DOI: 10.26140/anip-2021-1004-0012. - https://elibrary.ru/item.asp?id=47578864

2 Текучева И.В.Баранова О.В. Электронный учебный курс как средство формирования профессиональных компетенций бакалавров // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 2 (116). С. 106-112. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.116.2.089 - https://elibrary.ru/item.asp?id=48041245


Последнее изменение: Воскресенье, 19 марта 2023, 21:45